ГлавнаяЦеныОтзывыПодбор тураАвиабилетыКонтактыСотрудники

 Ян Гус - национальный герой Чехии

 

  
  В Чехии есть места, настолько тесно связанные с великими людьми, что кажется, будто все там овеяно их незримым присутствием. В числе таких мест – Husův domek в Гусинце, Гусова липа в поселке Хлыстов, которой уже

Ян Гус - национальный герой Чехии

почти 700 лет, Вифлеемская часовня в чешской столице и еще много уголков, с которыми связана история жизни удивительного человека – Яна Гуса. Это имя хотя бы однажды в жизни слышал каждый человек; без упоминания о нем не обходится ни один учебник истории; о нем по сей день помнят и чтят его. Не случайно ежегодно 6 июля в Чехии отмечаю т государственный праздник – день Магистра Яна Гуса.
 
За право называться местом рождения Яна Гуса уже много лет борются два поселка с одинаковым названием – Гусинец. Однако мудрые чехи не спешат отдавать предпочтение одному из них, справедливо рассудив, что чем больше в стране памятных мест, тем интереснее будет приезжающим сюда туристам. Точная дата появления на свет будущего проповедника также вызывает сомнения. Принято считать, что Ян Гус родился в 1369 году. Однако точные даты и не нужны, ведь главное в истории Яна Гуса - то, что, не прожив на свете и 50 лет, этот человек оставил о себе неизбывную память.
 
Кем же был Ян Гус, что сделал для своей страны, и не только для нее, что о нем до сих пор помнят люди? Великий реформатор, магистр богословия, ученый, свершивший практически революцию в чешской орфографии. Проповедник, зажигавший своими словами настоящее пламя в сердцах слушателей. Великолепный оратор, под действием речей которого люди в корне меняли свою жизнь. Мужественный и непоколебимый герой, который даже под угрозой смерти не отрекся от своих убеждений. Таким был этот человек, имя которого в Чехии знакомо даже маленьким детям.
 
Говорят, что Ян Гус с малых лет мечтал о том, чтобы стать священником. В этом нет ничего удивительного, ведь в средневековой Европе духовный сан автоматически означал достаток, а Гус был рожден в самой обычной небогатой семье. В столицу Ян Гус приехал, будучи совсем ребенком – его, как и многих других ребят того времени, родители отправили учиться. В свободное от занятий время школьники подрабатывали в храмах, и это еще больше укрепило в юном Гусе стремление к карьере священника.
 
Гус был способным учеником и без труда поступил в Пражский университет (следует отметить, что это учебное заведение по профессорскому составу в те годы было скорее немецким, чем чешским). Факультет свободных искусств (профиль, близкий к философскому) стал местом, где с годами выковывался характер будущего проповедника. По свидетельству историков, Гус был обычным студентом, в котором большинство преподавателей не усматривало особых талантов. Однако отношение к учебе у молодого богослова с самого начала было ответственным; видимо, поэтому он даже спустя годы с благодарностью вспоминал своих учителей, к которым испытывал огромное уважение. Вероятно, этот авторитет во многом повлиял на дальнейшую жизнь Гуса и его страсть к изучению новых наук; степени бакалавра свободных искусств молодому человеку было недостаточно, и он становится бакалавром богословия, а спустя несколько лет и магистром свободных искусств.
 
Национальный герой Чехии - Ян Гус.Стены Пражского университета хранят память о богословских лекциях Гуса; в университете его талантам и организаторским способностям отдали должное – Гус был сначала деканом (руководил факультетом свободных искусств), а затем – ректором университета. 
 
Путь к идеям реформации начался в 1402 году. Ян Гус в то время проповедовал в специально построенной пражской Вифлеемской часовне и тесно общался с передовыми людьми столицы. Толчком к формированию реформистских идей стали сочинения англичанина Джона Уиклифа, труды которого на территории Чехии были под запретом. Основные идеи потрясли Гуса до глубины души: контраст духовенства, утопающего в роскоши, и  живущих впроголодь бедняков; засилье чуждой чехам немецкой культуры – вот с чем намеревался теперь бороться Ян Гус.
 
Следует отметить, что поначалу идеи Гуса пришлись по душе королю Вацлаву; был подписан декрет, согласно которому Пражский университет становился чешским учебным заведением. Поддерживали Гуса и зажиточные горожане, которым не нравилось богатство церквей. Но тогда никто еще не мог знать, как далеко зайдет идея реформации и в сердцах скольких людей она найдет отклик.
 
Спустя всего несколько лет, в 1412, Гус полностью порвал с католической церковью. Главным, согласно проповедуемым им принципам, был отнюдь не Папа Римский, а Священное писание. Именно Писание, считал Гус, должно быть самым важным для верующих людей; папские же постановления во многом противоречат Библии. Такие идеи не могли не вызвать острую реакцию со стороны власть имущих: сначала недовольство пражского архиепископа, а позже и негодование короля Вацлава. У Гуса больше не было поддержки в столице, над его головой сгущались тучи, а папской буллой от 1413 года Ян Гус был отлучен от церкви. 
 Памятник Яну Гусу.
Однако самым тяжелым было то, что и Прага, и любой другой город, предоставивший еретику убежище, должен был также считаться отлученным от церкви. Излишним будет рассказывать, каким страшным наказанием в средние века казалось это решение Папы. Достаточно упомянуть, что в отлученном городе закрывались церкви, мертвых хоронили без обрядов в чистом поле или попросту в канавах, а венчание проходило на церковном дворе.
 
Два года Ян Гус проповедовал в Южной и Западной Чехии, пользуясь гостеприимством симпатизировавших ему дворян. Критика Папы и обряда причастия, подчеркивавшего разницу в положении священников и обычных мирян, занимали в его проповедях важнейшее место.
 
Жизнь Гуса оборвалась в 1415 году. Вероломство и предательство со стороны сильных мира сего проявили себя в финале истории во всей красе. Проповедника пригласили на собор в немецком Констанце, выдав охранную грамоту, однако до Констанца Гус, окрыленный надеждой на открытый диспут, так и не доехал: по пути он был схвачен и брошен в темницу в Готлибене.
 
О том, что случилось дальше, знает каждый, кто хоть немного интересовался историей. 70 дней заключения, путь до Констанца и вердикт: отречься от своих убеждений под страхом сожжения. Форма отречения оставляла Гусу надежду на спасение – ведь отказаться требовалось только от тех постулатов, которые, по его собственному мнению, были еретическими. Иными словами – выбери Гус фрагменты статей, наименее ценные для трактовки его идей, отрекись от них – и был бы спасен. Однако смалодушничать проповеднику не позволило то, что делает человека Человеком: сила внутреннего «я», вера в свои убеждения, уверенность в том, что справедливость творится не где-то в отвлеченном и неопределенном «завтра», а сегодня, и творится она самими людьми.
 
6 июля Яна Гуса сожгли на костре. Сожгли вместе с Библией, которую он первым перевел на чешский язык. Прах великого проповедника развеяли над водами Рейна, а в обществе началось брожение, которое привело к формированию мощного гуситского движения.
 
В Чехии помнят и любят своего народного героя; в свое время Ян Гус был причислен к лику святых. Памятник проповеднику работы Ладислава Шалоуна на Старомеской площади олицетворяет мужество и верность своему пути – пути, которым вслед за Гусом пошли тысячи людей, обретших благодаря ему истинную веру. Человек, который при взгляде на занимающееся у его ног пламя сказал: "Я с радостью своей кровью защищу истину, которую проповедовал" - заслуживает того, чтобы о нем помнили.